Коучинг и менторинг

Коучинг (англ. coaching) дословный перевод – наставлять, подготавливать, тренировать. Представляет собой конфиденциальный, креативный, активный и созидательный процесс взаимодействия коллег, в ходе которого, на основе совместного обдумывания существующих практик преподавания, обмена идеями, побуждения со стороны коуча к рефлексивному диалогу, обучаемый учитель совершенствует профессиональные знания, имеющиеся навыки и опыт в целях повышения своей компетентности в отдельных аспектах практики, перехода на качественно иной, более глубокий уровень их понимания, и принятия решений о практической их реализации.

Кто такой коуч?

Основная задача коуча — помогать учиться. Коуч вмешивается только для того чтобы уменьшить вмешательство — увеличить мобильность подопечного учителя. Коуч слушает и спрашивает с преобладающим намерением понять, чем ответить. В задачи коуча не входит учить или наставлять «на путь истинный». Намерение (я действую чтобы произвести такой эффект) коуча — совместно с подопечным учителем расширить понимание сложившейся обстановки. Намерение коуча должно быть предельно ясно учителю.

 

Менторинг (анг. mentoring) – длительный процесс создания доверительных, личностно заинтересованных взаимоотношений между ментором и подопечным, направленный на достижения у последнего существенной динамики в совершенствовании знаний, мышления, эффективности практических действий, с целью его профессионального становления, как целостной личности педагога. В процессе менторинга ментор добровольно делится своим опытом и знаниями, а подопечный развивает свои профессиональные навыки и ищет решение проблем с целью достижения существенных изменений в карьере.

 

 

Коучинг и менторинг в школах основывается на семи основных принципах:
1. Коучинг и менторинг являются весьма эффективными способами оказания помощи учителям в их профессиональном развитии и совершенствовании.
2. Компетентно реализуемый процесс менторинга способствует повышению качества практики преподавания и обучения.
3. Коучам и менторам необходимы тренинги в целях их профессионального совершенствования.
4. Совершенствование коуча – ключевая роль ментора.
5. Даже незначительные шаги и динамика преобразования практики преподавания и обучения способствуют существенному изменению ситуации в классе.
6. Отдельные приемы и методы, предложенные для использования в практике преподавания и обучения, могут казаться, на первый взгляд, незначительными, но в системе представляют собой весьма действенную силу, способствующую реализации позитивных перемен.
7. Не существует единственно правильного пути в реализации процесса коучинга.

Руководство для учителя (2 уровень). ЦПМ АОО “Назарбаев Интеллектуальные школы, 2014.

шаблон план коучинга

шаблон плана менторинга